Ткани
Назад

Кумачовый материал с насыщенным цветом: состав, производство и применение

Опубликовано: 15.01.2021
Время на чтение: 2 мин
0
112
кумачовый материал

Повороты истории непредсказуемы: ткань, из которой десятилетиями шили нарядные сарафаны, в XX веке идеологически подковалась и стала чуть ли не официальным полотнищем революционных лозунгов. Шить одежду из нее перестали, это уже воспринималось как кощунство. А когда стяги стали делать из синтетики, кумач это не пережил и тихонько растворился в памяти народа. Хотя сейчас существуют его аналоги - просто называются они по-другому.

Описание и состав ткани

Тонкая, но довольно плотная 100% хлопчатобумажная ткань, безусадочная, нерастяжимая, легко мнущаяся: кумач - это символ революции и один из первых доступных хлопковых материалов в России. Красный цвет не выдерживал много стирок, линял, выгорал на солнце, но сама ткань обладала всеми свойствами хорошего хлопка:

  • гигроскопичность;
  • воздухопроницаемость;
  • гигиеничность.

Кумач не накапливал электрический заряд, не натирал и не провоцировал кожные болезни во многом благодаря натуральной краске.

Интересно: синоним названия «кумач» - пунец, отсюда пунцовый, тоже яркий оттенок красного.

Раньше такого красного оттенка добивались с помощью выщелачивания порошка корня марены красильной – краппа. От него происходит термин «краповый», то есть кроваво-красный.

История материала

сарафан кумачовый материал

Вплоть до середины XVIII века основным сырьем для ткачества в России был лен, на втором месте держалась овечья шерсть. Хлопок, который завозился с Востока небольшими объемами, из-за дефицитности был дорогим материалом. Неудивительно, что предприимчивые купцы пытались заработать на повышенном спросе.

В середине XVIII века в России появились единичные мануфактуры, которые производили несколько вариантов хлопковой ткани из привозного сырья. Лучшие из них принадлежали тогда только поднимающейся империи Алафузовых в Казани.

На ткацком производстве использовали технологию местных ремесленников kumāš‎: татары научились ткать такое полотно еще от арабов, у них же одолжили слово, которое означает просто ткань.

Слово прижилось, kumāš стал кумачом. Выпускали его в двух самых ходовых вариантах:

  • холодного оттенка алого без примеси желтизны;
  • кобальтового синего, иногда уходящего в голубой.

Хлопок по-прежнему был недешев, поэтому покупали его исключительно для праздничной, нарядной одежды. Небогатым покупателям очень хотелось, чтобы она отличалась от будничных натуральных оттенков сурового домотканого полотна, сукна или льна.

К началу революционного XX века кумачовая ткань была не просто яркой забавой, она стала символом той жизни, которую бедный люд мог наблюдать издалека и очень редко. Из-за перманентного экономического кризиса и неудачных военных кампаний население Российской империи обнищало. Большинство крестьян и рабочих не могли позволить себе белый хлеб, не то, что кумач.

Пролетарская революция родилась на красном. И речь не о кровавых жертвах: поначалу, в ходе самого Октябрьского переворота, захвата Смольного и штурма Зимнего, их было не много. Просто цвет на фоне имперских флагов показался свежим, честным, агрессивным и способным однозначно идентифицировать перешедшего на сторону народа матроса, солдата, жандарма.

Кумач использовался для флагов, транспарантов и… повязок на рукав, ленточек и других идентифицирующих политический выбор обозначений.

В 1917-1918 годах красный кумач стал символом пролетарской революции и способом разделить общество на чужих и своих. После того, как первый накал страстей схлынул, столичный бомонд, чтобы подчеркнуть собственную актуальность, добавил к образу революционные аксессуары. Носить кумач, обязательно ярко-красный, стало модным. Фурии революции – дамы с маузером, заказывали блузы из этой ткани, а на знаменитом плакате Маяковского и Родченко для Ленгиза Лиля Брик изображена в кумачовой косынке.

Технология изготовления полотен

юбка из кумача

Кумач изготавливался из хлопкового сырья высшего и среднего качества методом полотняного плетения. Среди ассортимента подобных материалов выделялся цветом – вернее, окрашенностью. Благодаря этому был дороже любых других хлопковых тканей.

Сравнение трех самых распространенных хлопчатобумажных тканей того времени:

ТканьСвойстваИспользование
кумачокрашенная, непрозрачная, плотность до 130 г/м²сарафаны-кумашники, отделка мужских рубах, скатерти, шторы
китайканеокрашенная, легкая, плотность ниже 80 г/м²летняя одежда, вещи для детей, для домашнего обихода
миткаль (бумажная ткань, суровый ситец)неокрашенная, грубая, высокой плотностибытовая, рабочая одежда, домашний текстиль; после обработки – набивной ситец

На разных фабриках добивались разной плотности, что, соответственно, влияло на цену и износостойкость.

Применение в современном мире

Ткацкая промышленность о кумаче забыла, название не используется. Для человека XXI века кумачовый – это цвет, затем флаг… А о ткани, весьма вероятно, никто не вспомнит.

Несмотря на то, что само слово устарело, технология жива: современный ситец и бязь (100% хлопок) ткут ровно так же, как и кумач 150 лет назад. Только на высокотехнологичных станках.

Единственное различие – рисунок, ткань кумач должна быть гладкоокрашенным однотонным полотном.

Заключение

Кумачовая ткань – это часть жизни многих миллионов людей. Его до сих пор можно увидеть в экспозициях музеев, на выставках, посвященных революции, в частных коллекциях. Изредка в семейных архивах хранятся прадедовские флаги, вымпелы или транспаранты – это тоже кумач, чудом сохранившаяся живая память. Его необходимо беречь просто потому, что другого такого больше не будет.

автор статей
Автор:
Захарова Нина Афанасьевна
Поделиться
Похожие записи
Комментарии:
Комментариев еще нет. Будь первым!
Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Отправляя данную форму, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами нашего сайта.